Большереченский муниципальный район

Доклад

о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2018 год и их планируемых значениях на 3-летний период

 

 Титульный лист
II. Текстовая часть Доклада
о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Большереченского муниципального района Омской области за 2018 год и их планируемых значениях на 3-летний период

Краткое описание Большереченского муниципального района
Омской области


Большереченский муниципальный район Омской области (далее – Большереченский муниципальный район) образован 24 сентября 1924 года, расположен на севере Омской области в лесостепной природно-климатической зоне Омской области, входит в состав Северной экономической зоны Омской области. Площадь района составляет – 4,3 тыс. кв.км, или 3,1 % от территории Омской области.
В целях создания условий для экономического развития Большереченского муниципального района реализуются следующие муниципальные программы: «Развитие экономического потенциала Большереченского муниципального района Омской области», утвержденная постановлением Администрации Большереченского муниципального района от 15.11.2013 № 641 и «Развитие социально-культурной сферы Большереченского муниципального района Омской области», утвержденная постановлением Администрации Большереченского муниципального района от 14.11.2013 № 638, которые являются взаимоувязанными по финансовым ресурсам, соисполнителям, исполнителям и срокам осуществления комплекса основных мероприятий и ведомственных целевых программ, сгруппированных по подпрограммам, направленных на эффективное решение стратегической задачи по развитию экономического потенциала и социально-культурной сферы Большереченского муниципального района.
Деятельность Администрации Большереченского муниципального района за прошедший год осуществлялась на основании Стратегии социально-экономического развития Большереченского муниципального района Омской области до 2025 года, утвержденной постановлением Администрации Большереченского муниципального района Омской области от 22.07.2016 № 269.

1. Экономическое развитие

Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения в 2018 году составило 174,40 единиц, что на 1,77 единиц ниже уровня 2017 года в связи со снижением количества зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций составила 54,21 % (2017 год – 52,22 %) в связи с увеличением количества рабочих мест малых и средних предприятий. Положительная динамика стала возможна благодаря активному участию Большереченского муниципального района в программах поддержки малого и среднего бизнеса. В 2018 году 2 индивидуальных предпринимателя и 2 физических лица получили субсидии на открытие собственного дела в виде муниципальных грантов в Большереченском муниципальном районе на общую сумму 1 020 732,46 рублей.
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя в 2018 году снизился на 6 614,40 рублей по сравнению с 2017 годом и составил 6 347,40 рублей. Значительные инвестиционные вложения в социально-экономическое развитие Большереченского муниципального района направляли: ООО «Газпром инвестгазификация» в Большереченском районе, ООО «Лидер», КУ «Управление дорожного хозяйства Омской области» Большереченский район, БУЗОО «Большереченская ЦРБ», ООО «Продтехнологии» На долю этих организаций приходилось 81,4 % от общего объема инвестиций в основной капитал, вложенных в экономику района.
Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории муниципального района в 2018 году составила 55,96 %, к 2021 году ожидается увеличение данного показателя до 62,07 % за счет увеличения количества проведенных кадастровых работ по оформлению земельных участков.
Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в 2018 году составила 50,00 %, что на 7,1 процентных пунктов ниже уровня 2017 года. Данное снижение произошло за счет таких убыточных хозяйств как: ООО «Евгащинское», СПК «Уленкульский», ООО «Красноярское», а также снижения общего количества сельскохозяйственных организаций в районе (прекращения деятельности ООО «Прогресс»).
Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2017 году составила 84,76 %. Данный показатель увеличился на 0,42 процентных пунктов по сравнению с 2017 годом. Несмотря на финансирование мероприятий по ремонту автомобильных дорог прослеживается значительная отрицательная динамика, которая обусловлена ухудшением показателя в большинстве сельских поселений района. К 2021 году данный показатель снизится до 83,50 % за счет проведения ремонта дорог в городском и сельских поселениях района.
В 2018 году сохранено автобусное сообщение всех населенных пунктов с административным центром муниципального района и доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром муниципального района, в общей численности населения муниципального района по-прежнему составляет 0 %. Планируется поддерживать этот показатель на том же уровне и в последующие 3 года.
По среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников прослеживается положительная динамика показателей:
- крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций Большереченского муниципального района составила 24 693,50 рублей (увеличение на 15 % по сравнению с 2017 годом), к 2021 году - увеличение до 27 776,83 рублей;
- муниципальных дошкольных образовательных учреждений составила 20 206,20 рублей, что выше уровня 2017 года на 3 446,80 рублей или на 20,6 %, к 2021 году - увеличение до 20 529,00 рублей;
- муниципальных общеобразовательных учреждений составила в среднем 22 921,90 рублей (увеличение на 9,3 % по сравнению с 2017 годом), к 2021 году - увеличение до 24 178,00 рублей;
- учителей муниципальных общеобразовательных учреждений заработная плата составила в среднем 27 729,80 рублей (увеличение на 3,1 % по сравнению с 2017 годом), к 2021 году - увеличение до 28 796,00 рублей;
- муниципальных учреждений культуры и искусства составила 23 398,30 рублей (увеличение на 6 148,80 рублей или в 1,3 раза по сравнению с 2017 годом), к 2021 году планируется сохранение ее на достигнутом уровне. Увеличение номинальной начисленной заработной платы достигнуто за счет оптимизации численности и штата работников, реорганизации неэффективных учреждений.

2. Дошкольное образование

Доля детей в возрасте от 1 до 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в общей численности детей в возрасте от 1 до 6 лет, в 2018 году составила 57,50 %, что на 4,3 процентных пункта ниже уровня 2017 года. Уменьшение показателя произошло за счет миграции семей за пределы района и уменьшения количества групп кратковременного пребывания (данная категория была отнесена к сфере дополнительного образования), к 2021 году планируется увеличение данного показателя до 58,50 %.
Доля детей в возрасте 1 – 6 лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1 – 6 лет составляет 2,50 %, к 2020 году планируется снижение показателя до 1 % и сохранение его на достигнутом уровне за счет строительства нового детского сада в р.п. Большеречье (на месте аварийного корпуса детского сада «Калинка»).
На территории Большереченского муниципального района доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта в общем числе муниципальных дошкольных образовательных учреждений, в 2018 году составила 100 %.
Фактически доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, составляет 20 % (здание МБДОУ «Большереченский детский сад «Калинка»), но в 2016 году приказом Комитета по образованию Администрации Большереченского муниципального района Омской области от 30.09.2015 № 1350 «О реорганизации муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений Большереченского муниципального района Омской области» в рамках оптимизации сети образовательных учреждений на территории Большереченского муниципального района и создании образовательных комплексов была произведена реорганизация дошкольных образовательных учреждений в р.п. Большеречье. С 21.01.2016 прекратили свое существование следующие юридические лица:
- Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большереченский детский сад «Калинка»;
- Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большереченский детский сад присмотра и оздоровления «Солнышко»;
- Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большереченский детский сад «Малышок»;
- Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большереченский детский сад «Сказка».
На данный момент в р.п. Большеречье действует одно юридическое лицо, реализующее программу дошкольного образования, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большереченский детский сад», поэтому данный показатель находится на уровне 100 %. В случае отсутствия финансирования данный показатель к 2021 году будет находиться на том же уровне.

3. Общее и дополнительное образование

Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений – 3,50 % (ниже уровня 2017 года на 4,4 процентных пункта), планируется сохранение данного показателя на этом уровне до 2021 года.
Увеличилась доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений на 3,7 процентных пунктов – по итогам 2018 года она составила 94,60 %. К 2021 году планируется сохранить этот показатель на уровне 2018 года.
Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений составила 0 %.
Снизилась доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях и составила 82,20 %. Это объясняется более тщательным медицинским осмотром обучающихся при проведении диспансеризации школьников, наличие у медицинских работников современного оборудования, которое позволяет обнаружить заболевание детей ранее не диагностируемых, а также увеличением количества выявленных первоклассников. К 2021 году планируется сохранение данного показателя на уровне 2018 года.
Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях в 2018 году увеличилась и составила 10,64 %. Увеличение данного показателя произошло за увеличения количества обучающихся 3, 4, 6, 7 классов, занимающихся во вторую смену. В 2021 году планируется снижение данного показателя до 10,60 %.
Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях снизились и составили в отчетном году 12,00 тыс. рублей. К 2021 году планируется сохранить этот показатель на данном уровне.
Увеличилась доля детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности до 88,60 % за счет открытия новых секций по теннису и бадминтону в МБОУ «Большереченская СОШ» и МБОУ «Ингалинская СОШ им. В.А. Колбунова», к 2021 году ожидается увеличение показателя до 91,00 %.

4. Культура

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года № 1063-р "О социальных нормативах и нормах" признано утратившим силу, на региональном уровне соответствующий правовой акт не принят, в связи с этим уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры (клубами и учреждениями клубного типа, библиотеками, парками культуры и отдыха) от нормативной потребности за 2017 – 2018 годы не определялся.
В 2018 году доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры составила 26,00 % (уровень 2017 года). На данный момент требуют капитального ремонта следующие муниципальные учреждения культуры: Центр культуры и досуга «Молодежный», Евгащинский ЦКД, Такмыкский ЦКД, Красноярский ЦКД, Новологиновский ЦКД, Старокарасукский ЦКД, Почекуевский ЦКД, Шипицынский ЦКД, Колбышевский ЦКД, Могильно-Посельский ЦКД, Детская библиотека-филиал № 29, КДЦ «Алые паруса».
Доля объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности и требующих консервации или реставрации, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности – 0 %, к 2021 году планируется сохранить данный показатель на данном уровне.

5. Физическая культура и спорт

Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, составила в 2018 году 41,21 % (в 2017 году – 39,90 %), к 2021 году планируется увеличить показатель до 45,00 %. Увеличение данного показателя оказалось возможным благодаря следующим мероприятиям:
- привлечение детей и подростков к систематическим занятиям в секциях;
- проведение спартакиад предприятий и организаций Большереченского муниципального района;
- проведение спартакиад, соревнований среди школьников;
- информированности населения в средствах массовой информации о спортивно-массовых мероприятиях, проходящих в районе.
Кроме того, улучшению данного показателя способствовало и улучшение базы для занятий физической культурой и спортом: в 2018 году проведены капитальные ремонты спортивных залов в ряде школ района, приобретен новый спортивный инвентарь.
Доля обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся, составила 69,01 % (в 2017 году – 70,99 %), к 2021 году планируется увеличить показатель до 82,00 %.

6. Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя:
- всего в 2018 году – 24,6 кв.м, к 2021 планируется увеличение до 25,20 кв.м за счет строительства жилых помещений;
- в том числе, введенная в действие за 2018 год – 0,02 кв.м, к 2021 году планируется увеличение до 0,05 кв.м.
Площадь земельных участков, предоставленных для строительства в расчете на 10 тыс. человек населения:
- всего – 0,42 га, в последующие годы возможно увеличение этого показателя (до 0,80 га в 2021 году). Снижение данного показателя по сравнению с 2017 годом произошло за счет уменьшения строительства на территории Большереченского муниципального района, отсутствия строительства по программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилья;
- в том числе земельные участки, предоставляемые для жилищного строительства, индивидуального строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства за 2018 год составили 0,42 га, в последующие годы возможно увеличение этого показателя (до 0,70 га в 2021 году).
Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию:
- объектов жилищного строительства в течение 3 лет – 0,00 кв.м, к 2021 году планируется сохранить показатель на данном уровне;
- иных объектов капитального строительства в течение 5 лет – 0,00 кв.м, к 2021 году планируется сохранить показатель на данном уровне.
Причины, повлиявшие на изменение данного показателя следующие: объекты, на которые получено разрешение на строительство, но не введенные в эксплуатацию в течение установленного времени, отсутствуют.

7. Жилищно-коммунальное хозяйство

В 2018 году доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами, в общем числе многоквартирных домов, в которых собственники помещений должны выбрать способ управления данными домами составила 37,30 % (2017 год – 42,60 %). В последующие годы планируется увеличение до 42,60 % к 2019 году и сохранении на этом уровне до 2021 года.
Доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо-, электроснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, участие субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) в уставном капитале которых составляет не более 25 %, в общем числе организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального района, составляет 94,44 %, к 2021 году планируется снижение до 88,89 % в связи с открытием новых муниципальных унитарных предприятий.
Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет в 2018 году составила 95,20 %, к 2019 году увеличится до 95,80 %, к 2021 году значение данного показателя увеличится до 97,00 %.
Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, в 2018 году снизилась на 2,70 процентных пункта и составила 3,10 %, (в 2017 году – 5,80 %). Государственную поддержку получили 22 человека (в 2017 году – 48 человек). К 2021 году данный показатель уменьшится до 2,40 % в связи с уменьшением финансирования по всем жилищным программам и завершением программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья.
8. Организация муниципального управления

Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций) в 2018 году увеличилась за счет повышения минимального размера оплаты труда, увеличения дополнительного норматива отчислений от НДФЛ и составила 11,82 %, предполагается, что к 2021 году будет составлять 19,71 %.
По состоянию на конец 2018 года организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства нет, поэтому доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в основных фондах организаций муниципальной формы собственности (на конец года, по полной учетной стоимости) составила 0 %.
Объем не завершенного в установленные сроки строительства, осуществляемого за счет средств бюджета муниципального района – 0 %.
Доля просроченной кредиторской задолженности по оплате труда (включая начисления на оплату труда) муниципальных бюджетных учреждений в общем объеме расходов муниципального образования на оплату труда (включая начисления на оплату труда) – 0 %.
Расходы бюджета муниципального образования на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя муниципального образования снизились и в 2018 году составили 1 110,36 рублей (2017 год – 1 110,65 рублей), к 2021 году планируется увеличение до 1 070,95 рублей.
В 2013 году в Большереченском муниципальном районе утвержден генеральный план городского округа (схемы территориального планирования муниципального района).
Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления Большереченского муниципального района в 2018 году осталась на прежнем уровне и составила 51 %. К 2021 году возможен рост данного показателя до 54 %.
Среднегодовая численность постоянного населения на 1 января 2019 года составила 25,40 тыс. человек. Численность населения снизилась на 200 человек в результате естественной убыли населения (смертность превышает рождаемость), а также оттока населения в результате миграции.
Достаточно развита инфраструктура объектов экскурсионного показа (ИКК «Старина Сибирская», Большереченский зоопарк, Историко-этнографический музей, картинная галерея, Археологический парк «Батаково»). Разработана инвестиционная идея – автотуристический кластер «Сибирский тракт», «Перепутье времен, дорог и рек», что влечет за собой создание новых рабочих мест и влияет на приток населения.

9. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

В целях достижения экономии потребления топливно-энергетических ресурсов в Большереченском муниципальном районе разработана подпрограмма «Повышение энергетической эффективности экономики Большереченского муниципального района Омской области и сокращение энергетических издержек в бюджетном секторе на 2014 - 2020 годы» муниципальной программы «Развитие экономического потенциала Большереченского муниципального района Омской области», утвержденной постановлением Администрации Большереченского муниципального района от 15.11.2013 № 641.
Удельная величина потребления энергетических ресурсов в многоквартирных домах:
- электрическая энергия 191,50 кВт/ч на одного проживающего, к 2021 году планируется сохранить показатель на данном уровне;
- тепловая энергия 0,17 Гкал на 1 кв.м (в 2017 году – 0,16 Гкал на 1 кв.м) общей площади, к 2021 году планируется сохранить показатель на данном уровне;
- горячая вода из расчета на одного проживающего – 0 куб.м;
- холодная вода 19,81 куб.м на одного проживающего, что ниже уровня предыдущего года на 0,02 куб.м на одного проживающего, к 2021 году планируется сохранить показатель на данном уровне;
- природный газ из расчета на одного проживающего – 0 куб.м.
Удельная величина потребления энергетических ресурсов муниципальными бюджетными учреждениями:
- электрическая энергия 114,12 кВт/ч на одного человека, что выше уровня предыдущего года на 12,25 кВт/ч на одного человека (в связи с увеличением количества электрооборудования муниципальных учреждений, переводом части муниципальных учреждений на электрическое отопление), к 2021 году планируется сохранить показатель на данном уровне;
- тепловая энергия 0,23 Гкал на 1 кв.м (в 2017 году – 0,21 Гкал на 1 кв.м) общей площади, к 2021 году планируется сохранить показатель на данном уровне;
- горячая вода из расчета на одного человека – 0 куб.м;
- холодная вода 1,05 куб.м на одного человека, к 2021 году планируется сохранить показатель на данном уровне;
- природный газ из расчета на одного человека – 0 куб.м.
Снижение потребления энергетических ресурсов возможно благодаря выполнению ряда мероприятий, предусмотренных программой энергосбережения (установка приборов учета, применение ресурсосберегающих технологий и т.д.).

Результаты независимой оценки качества условий оказания услуг муниципальными организациями

Результаты независимой оценки качества условий оказания услуг муниципальными организациями в сферах культуры, образования и иными организациями, расположенными на территориях соответствующих муниципальных образований и оказывающими услуги в указанных сферах за счет бюджетных ассигнований бюджетов муниципальных образований (по данным официального сайта для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"):
- в сфере культуры в 2016 – 2018 годы оценка не проводилась;
- в сфере образования составили в 2018 году 131,3 балла, к 2021 году данный показатель запланирован на уровне 88 баллов в связи с изменением шкалы оценки (в 2016 – 2018 годы оценка проводилась по 160-балльной шкале, с 2019 года будет проводиться по 100-балльной шкале).

Показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа (муниципального района)